Рыбалка в Карелии, отдых в Карелии :: Библиотека - Рыболовные


О компании
Летняя рыбалка
Зимняя рыбалка
Охота
Экскурсии
Фотоальбом
Библиотека

   Республика Карелия
   Правила рыболовства
   Рыболовные истории
   Погода на Пяозере
   Расписание ж/д поездов
   Карты местности
Наши партнеры
Контакты



Библиотека - Рыболовные истории

Рыбалка в Карелии на Пяозере
Николай - Пяозеро 2006


Цель поездки:

Посмотреть красоты северной Карелии, посетить памятники русской архитектуры, монастыри, сплавать на Соловки, забраться на острова Кумского водохранилища (Пяозеро), половить красную рыбку.

Средства передвижения:

ВАЗ 2114+прицеп и минивэн Dodge Caravan.

Состав экспедиции:

1-й экипаж - Николай, Елена и Артем (17 лет).
2-й экипаж - Андрей, Марина и Аленка (10 лет).

Маршрут:

Туда -
Москва, Ярославль, Вологда, Кирилов, Ферапонтово, Липин Бор, Вытегра, Пудож, Повенец, Медвежьегорск, Сегежа, Беломорск, Кемь, Рабочеостровск, Соловки, Лоухи, Кестеньга, Софпорог, Пяозерский.
Обратно -
Софпорог, Лоухи, Медвежьегорск, Петрозаводск, Кивач, Олонец, д.Старая Слобода, Лодейное поле, Сясьстрой, Новая Ладога, Волхов, Кириши, Чудово, Новгород, Валдай, Вышний Волочек, Тверь, Москва.

Путевые заметки.

28.07.06 г. - Старт от дома в 7-30 утра. Далее движение согласно маршрута. В 11-00 въехали в Ярославль. Остановка перед Вологдой в 14-00 в 400 км. от дома для отдыха и перекуса. На въезде в Вологду нас тормозят на посту ДПС. Угрюмый гаишник долго сверял номера. Попросил страховку и доверенность на прицеп. Но к его сожалению у нас все в порядке и пришлось ни с чем отпустить. Т.к. 2-й экипаж стартовал только после обеда (в 15-00), то торопиться было некуда и мы продолжили неспешное движение с осмотром Вологды и позднее Кирилло-Белозерского монастыря куда доехали к 18-00 (отворот от трассы по указателю около 15 км.). Монастырь действительно поражает своим величием и размахом, все пропитано стариной. Чувствуешь себя попавшим в другой век и другое время. Внутри храма необозримая высота и строгость. Поражают камни под ногами с высеченными старинными письменами. Время здесь останавливается и не хочется никуда спешить, но желание увидеть еще не виданное толкает вперед.
В 20-10 въезжаем в Ферапонтово, но к сожалению монастырские ворота уже на замке и фресок нам не увидеть - что-ж, будет что посмотреть в другой раз! Довольствуемся внешним обзором через ограду. Увидев, что мы интересуемся стоимостью гостиничных номеров (кстати всего 200р. с носа, правда нет горячей воды) местный предприимчивый мужичек предлагает отдельный дом по 100р. с чел. Мы на всякий случай спрашиваем, где это, но невнимательно и решаем проехать до Липин Бора, но километров через 20-25 МТС перестает ловить и т.к. связь со 2-м экипажем обрывается окончательно решаем возвращаться в Ферапонтова и там их ждать. Поиски дома местного так и не увенчались успехом, а администратор в гостинице сообщила, что и холодную воду до утра отключили из-за аварии, то обустраиваемся в машине. У второго экипажа связь Билайн, которая как оказалось значительно раньше умирает в этих краях и приехав в 2 ночи в Ферапонтово они пытались найти нас сами, потом кто-то из местных с Мегафона дал сделать звонок. Радости встречи не было конца, и тем не менее воздерживаемся от горячительных напитков, хотя за бортом +8 и было бы очень кстати, решаем продолжать движение вперед. На заправке перед Липин Бором устраиваем завтрак с кофе, местными пирожками и беляшами достаточно хорошего качества.
Дорога от Вологды до Вытегры среднего качества, встречаются шишки и углубления в асфальте. Средняя скорость 90-95 км. Не доезжая до Вытегры километров 30 грунтовка протяженностью 3-4 км нормального для грунтовки качества. В Вытегре уходим направо на Пудож. Ни встречных, ни попутных машин. Дорога пустынна, ехать одно удовольствие. Не доезжая до Пудожа 20 км в 8 утра делаем привал на пару часов для отдыха. Едем дальше. Отворачиваем с трассы на Заонежский залив напротив п.Челмужи и едем на Челмужскую губу. По пути встречаем двух местных женщин возвращающихся из леса с полными ведрами черники - небольшие переговоры и ведра одно за 150р, другое за 200р пересыпаем себе в машины. Еще пару км. и мы на берегу Онеги. Природа просто сказка - величавые сосны раскинули свои ветви, под ногами песочек пересыпанный хвоей и наносной землей. Берег крутой - песчаный. Рядом машины, палатки, лодка. Номера - Москва. Подходим - знакомимся. Люди приветливые - отзывчивые. Стоят здесь неделю, были здесь и в прошлом году. Тогда было очень жарко, сейчас несколько прохладно, но это их не пугает. Лагерь уютный, с мастерством и изюминкой сделаны кресла и стол из веток и стволов деревьев. Рыбы говорят не много, но сильно ловить и не стараются, так как они больше грибники и ягодники. Помечаем место на GPS. Нам очень понравилось. Посоветовали проехать дальше на косу - очень красивый вид. Возвращаемся на трассу и едем до г. Повенец. Смотрим на систему шлюзов, присоединяемся к экскурсии, фотографируемся на канале и рядом с интересной церковью. Далее без остановок до Медвежегорска.
Дорога от Вытегры до Меджежьегорска оставила хорошее впечатление. Щебенки остались совсем незначительные участки протяженностью не более 2 км. Дорога местами грейдер, но короткий, асфальт то так себе, то ровный как стекло, отличного качества лучше, чем на МКАД. Дорогу делают и к следующему году, думаю, грейдера не будет совсем. В Медвежьегорск въезжаем в четвертом часу. Покупаем карты местной сети Мегафон, для общения по Карелии, т.к. только Мегафон здесь работает везде. Выруливаем на Мурманскую трассу и двигаемся в сторону Кеми. По дороге останавливаемся по малой нужде и тут же собираем ведерко грибов. Едем до большого моста на впадении р.Сегежа в Линдозеро. Перед мостом есть съезд с трассы. Останавливаемся на привал. Место очень живописное, но часто посещаемое и тут и там видны следы деятельности человека. Достаем стол, кресла, натягиваем тент, т.к. моросит мелкий дождь. Разводим костер. Девчонки греются коньячком, мы с Андрюхой теплом костра. На улице +5. Достаем вещи потеплей - кофты, свитера, куртки. Варим грибной супчик из собранных грибов, перебираем чернику. Настроение на подъеме - шутки, смех. Остаться здесь на ночлег, поставить палатки и отметить, наконец, прибытие в Карелию, женской половиной отвергается на отрез. Сворачиваем лагерь и вперед. Трасса загружена слабо, встречных машин мало. Скорость 95-110 км/час. Проезжаем отвороты на Сегежу, Беломорск. В 11-25 доезжаем до поворота на Кемь. Светло, как днем. Впереди толи закат, толи рассвет - потрясающее зарево красно-желтого цвета на фоне темно-синего неба. Очень впечатляет. Снимаем на камеру и делаем фото. В Кеми пытаемся найти гостиницу, но пролетаем отворот и едем до Рабочеостровска. Рядом с причалом приличная гостиница, платная стоянка. Номер есть только один - 2-х местный за 1000р. - его и берем. По очереди принимаем душ, накрываем стол. Настает начало следующего дня (30.07.06 г.).
Итак за двое суток пройдено почти полторы тысячи км. Оставляем девчонок отдыхать, сами ложимся в машины. Благополучно просыпаем отправление катера на Соловки в 8-00 утра, просыпаемся только в 10-00. Расстройству нет конца, но нет худа без добра - на причале узнаем, что сегодня вечером пойдет неплановый катер. Вообще информация об отправлении крайне скупа. На причале стоит вагончик - в нем типа буфета с несколькими столами и ларьком. На стене расписание: раз в сутки в 8-00 отправление на Соловки по 400р./чел. У буфетчицы только и можно что-либо разузнать. В хорошую погоду плавают частные суда по договорной стоимости и есть еще православный катер, но о нем ничего конкретного никто не знает. Перед нами два дня штормило и плавали только большие посудины. Все что не делается - все к лучшему: есть лишнее время и мы неспешно собираем из общей кучи вещей - нужное, самое необходимое. Обзваниваем гостиницы на Соловках - нигде мест нет. Остается частный сектор и палаточный городок. Долго сомневаемся, но берем одну большую палатку на всех, тент и спальники. Берем газовый баллон с конфоркой, сумки с продуктами, котелки, рюкзаки с вещами, спиннинги. Получилось на всех взрослых по рюкзаку и по сумке в каждую руку. На причал идем заранее, погрузка еще не началась. Достаем спиннинги, ставим джиг-головки. Местный рыбак рядом на червя достает приличную треску. Катер пришел вовремя, но долго стоял, т.к. ждали чехов-мотоциклистов, которых потом долго грузили с их мото, но зато их действия повеселили всю публику и внесли положительный резонанс в поездку. Плыли 3 с половиной часа. На море легкое волнение, свежий ветер, красивый закат. Впечатлений выше крыши. Слегка озябшие, но довольные, поздним вечером спускаемся на Соловецкую землю. Дилемма: Куда дальше? - неотступно встала перед нами. Разделяемся на группы - и в разные стороны на разведку. Частный сектор оказался без какой либо коммерческой жилки. На вопрос по поводу жилья или просто стопор или куда-то типа к "бабе Маше". Обследование палаточного городка дало положительные результаты - места есть и не плохие, тем более встретили там ребят Андрея и Игоря из Питера, с которыми познакомились на катере, и которые любезно предложили скооперироваться и организовать совместный лагерь. Быстро перенесли вещи, поставили палатку. Андрюха от Дома Правления притащил несколько досок и соорудил удобный стол с лавками по периметру. Мы с ребятами сходили за дровами (рядом все дрова повычистили в радиусе 2 км). Развели костер и зашумела, зафурчала вода в котелке, и картошка с тушенкой закипела на газу - в такие минуты так мало надо, чтобы жизнь радовала и счастье переполняло душу. До рассвета проболтали у костра. Наши новые знакомые оказались очень интересными собеседниками, ранее здесь уже не раз бывали, много знают и читали об этих местах - было что почерпнуть и послушать. Палатка к утру обледенела, как зимой изо рта шел пар и можно было увидеть свое дыхание. Мы с опаской закутались в спальники и уснули.

31.07.06 г. - 10 утра. - Погода налаживается, светит солнце. Мы наслаждаемся его теплотой, завтракаем и отправляемся на осмотр крепости. Документы, ценности, камеры, берем с собой, все остальное закрываем в палатке. За все время никто и не пытался что-то утащить, никто не лазил в палатку. Кстати палатку, спальники можно взять на прокат в администрации лагеря. Плата за проживание 35р/чел в сутки. Территория огорожена канатами. Палаток в округе много. Все приехали из разных мест. Например, рядом стояли ребята из Белоруссии, были и из Москвы. Вечерами городок оживает и тут, и там горят костры, слышны пения на любой лад. Днем тишина, все расходятся кто куда. Итак, мы в монастыре- зашли в церковь на территории крепости, Лена разговорилась с женщиной за свечным ящиком. Она познакомила нас с начинающим экскурсоводом. Женщину благословили на проведение экскурсий и для прокатки текста она водила небольшие группы. И нас и ее все устраивало. Она могла начать только в 14-00. Время еще есть, договорились встретиться у Святых Ворот, и пошли к Переговорному камню (~3 км туда и 3 км обратно). Дорога лесная, по пути есть выход к морскому заливу и к внутреннему озеру. Где-то по середине часовенка. Дошли до камня - попытались прочитать написанное. Помочили ноги в морской воде, пополоскали горло соленой водой (очень соленая) и в обратный путь. Пообедать не успели, перекусили на ходу и на экскурсию. Очень понравилось. Водили нас везде куда только возможно. Открывали кучу замков и дверей. Продолжительность более 3-х часов. Понравилось и Андрею с Игорем, хотя с начала они без энтузиазма слушали, думали все знают, ан нет - век живи, век учись. Вечерком поужинали в местном кафе-баре. Порадовала молоденькая официантка - своеобразные речевые обороты, взяла заказ, потом того нет, то есть, потом счет ждали до бесконечности, но все списали на ее молодость, помогли посчитать с кого - сколько и позднее на эту тему постоянно шутили. Позднее я позвонил капитану местного катера и договорился с ним о поездке на следующий день на Немецкие Кузова. Вечером чай на костре перед сном, разговоры, отбой.

01.08.06 г. Подъем в 6-00 утра. Идем на службу в храм. В 10 утра - отплытие на Кузова. В районе 14-00 - мы на Кузовах. Природа самих островов чем-то напоминает Валаамские острова, только здесь значительно выше и нет таких высоких деревьев. Мне показалось, что есть сходство с Байкалом. Нагромождение камней-валунов обросших мхом образует скальную возвышенность. Здесь мы превратились в скалолазов и успешно взяли высоту. На верху площадка, постамент. Куча оставленной мелочи. Видны все окрестности и Соловки тоже - вот они Северные просторы! Погода сказка - светит солнце, небо высокое, чистое, плывут редкие пушистые облака. Внизу спокойное море. Видны плывущие катамараны. У подножья разбит лагерь - стоят палатки, моторная лодка. Природа нетронутая цивилизацией, благоухает своей чистотой. Воздух, вода, небо - все в гармонии. Хочется иметь крылья и полететь... На обратном пути пробуем порыбачить. Останавливались у нескольких островов. Кидали разные наживки, но неудачно. Был пойман Артемкой только морской красный ерш, с трудом удалось извлечь из пасти крючок и отправить его за борт. Вечером ужин в лагере. Купили банку парного молока. Вечерняя прогулка по окрестностям, набережной. На завтра запланирован большой пеший поход в Скиты.

02.08.06 г. Подъем в 6-30 утра. Идем на службу в храм. Завтрак в лагере. В 10-30 мужская часть команды стартует в сторону Секирной горы. Девчонки остаются - пытаются попасть на экскурсию Соловецкие промыслы и ремесла, собирают лагерь, укладывают вещи. Нами же пройден маршрут: Кремль - Макарьевская пустынь - Исаакиевский скит - Саватьевский скит - Секирно-Вознесенский скит - Кремль в общей сложности протяженностью 34 км. По пути много прекрасных внутренних озер, часть из которых сообщается между собой и по ним проходит большой и малый лодочный круг. Вдоль дороги растет черника, морошка. Дорога грунтовая, идется легко, бодро. В среднем 6 км в час. От Исаакиевского скита мало что осталось, но место крайне живописное. Саватьевский скит реставрируют, вход во внутрь закрыт. Секирная гора - высока и строга. Мы поднимались со стороны Саватьевского скита по ступенькам - их 296, ноги к концу подъема не гнулись. На площадке изумительный вид на окрестности и на бухту, где впервые высадились из лодки основатели монастырской жизни на острове Савватий и Герман. Церковь на реставрации, но по просьбе нас любезно впустили во внутрь. Поставили свечки, подали записки, постояли, каждый подумал о своем. На обратном пути искупались у лодочного причала и в 19-00 вернулись назад. Катер по расписанию ушел еще в 17-00 и зная, что девчонки волнуются, мы на всякий случай все же заглянули на причал. И опять удача - в 21-00 идет монастырский катер. Прибежали в лагерь, девчонки все основное уже сложили, быстро перекусили, собрали вещи и на причал - вдруг раньше уйдет. Получилось в самый раз - погрузились, попрощались с Игорем и Андреем (они остались до конца недели) и отплыли. Смутные чувства теребили душу - 3 дня все же наверное мало, до конца не успеваешь прочувствовать быт и дух этих суровых мест, столько здесь всего понамешено, столько силы и воли, столько сломанных судеб и загубленных жизней. Нужно непременно сюда еще вернуться! На катере долго беседовал с батюшкой, которого видел на службе в храме. Он возвращался с паломниками домой в Астрахань. Плыли чуть больше 3 часов. В 12 ночи подошли к машинам, все на месте. Охранник сообщил, что у меня спущенное заднее колесо - странно, перед отъездом было нормальное. Накачиваю, жду, вроде держит. Рассчитались за стоянку (70руб/сутки). Заказали сауну (750руб.) - помылись, попарились, покушали и по машинам. В колесе давление как было 2 Атм. На всякий случай справляюсь насчет шиномонтажа - только утром и в Кеми. Решаем не ждать, ехать дальше в Лоухи. Забегая вперед скажу, что колесо так и не спускало в дороге и для нас осталось загадкой кому оно помешало. В начале 6-го утра останавливаемся на развилке Лоухи - Кестеньга на заправке. Кстати 95 там по 20 руб./литр, но его нет. В Кеми был по 19.50 руб/литр, но мы не заправились. Заливаем 92 в машины, но для лодочных моторов нужен 95. На развилке действующий пост ДПС. Отъезжаем на край заправки и просто отключаемся - сказалось усталость прошлого дня и пройденные пешком километры. В 9 утра мы бодры и полны сил. Идем в Кафе при заправке - умываемся, завтракаем. Едем в Лоухи за продуктами. Заправка в Лоухах не функционирует. Покупаем картошку, овощи, фрукты, свежее мясо, сметану, яйца - все что не брали с собой из Москвы, т.к.боялись, что испортится и дабы сократить лишний вес.

Итак 03.08.06 г. около 11 утра мы пересекаем Мурманскую трассу и едем в направлении Кестеньга - Софпорог - Пяозерский. Асфальт быстро кончается, грейдер ужасного качества, валуны вырастают со всех сторон, причем гусеничная техника оставила борозды, на которых машина двигается как на стиральной доске. То, что слабо или плохо прикручено обязательно развинтится и отвалится. И так около 100 км. И при всем этот местные Шумахеры пролетают с невообразимой скоростью, оставляя за собой клубы пыли. Возможно быстро едешь, меньше трясет, возможно для них это нормальная дорога. Ночью (02.08) когда ехали по трассе было всего +3, иней примерзал к лобовому стеклу и внешним зеркалам. Это нас как-то смущало, но сегодня погода просто радует (+20) - тепло и солнечно. Кстати там ближе к Пяозеру какой-то микроклимат, значительно теплее и менее ветренее, чем на трассе и на Соловках. К 14-00 добираемся до Совпорога, где нас ждет заказанный еще из Москвы катер. Хочется сказать несколько теплых слов относительно деятельности туроператора по Северной Карелии компании "Аванта-плюс" и их сотрудниках Елене, Михаиле и Николае. Сам я видел только Николая (он и переправлял и ждал нас), но с Еленой и Михаилом общался плотно по телефону. Почерпнул много полезной и нужной информации, получил дельные советы. Эти люди отвечают за свою работу и идут на встречу желанию клиентов. Не смотря на занятость всех домиков на островах, им удалось найти для нас приемлемый вариант и помочь в организации отдыха. Из-за посещения Соловков нам было трудно точно определить время прибытия, и тем не менее катер ждал нас с предыдущего вечера. Рядом с причалом организована стоянка для машин на территории частного участка. Все под охраной. Цена вопроса - 50 руб./сутки. Катер просторный. Нам помогли загрузить на катер всю кучу привезенных с собой вещей. Все легко уместилось - полный прицеп + полный минивен. С помощником Николая Сергеем съездили в Пяозерский и залили в канистры 95 бензин, купили 6 буханок хлеба, карты для Мегафона. Девочки раздобыли 3 л. банку парного молока. Наконец все уложено, все погружено. И вот тот счастливый миг - мы отплываем! Андрей с Артемкой сразу расчехляют спиннинги и блесны летят в воду, но скорость 12 км/час мягко говоря большевата для тролинга. Идем по устью бывшей реки Софьянга. И справа, и слева торчат столбы вымерших деревьев. На склонах сосны, ель, местами растет береза. Бутерброды из свежего хлеба с копченой колбаской и парным молоком как нельзя кстати. Постепенно выплываем на просторы Кумского водохранилища. И начинаем подыскивать место для стоянки. Так как решили жить в палатках, то не принципиально было, где останавливаться. Проходим остров Майя и что-то не то, тянет дальше вглубь, подальше от людей и цивилизации. И так проходя остров за островом подходим к острову Вуошкалошари. Андрей издали увидел перспективное место, но рядом домик Николая, проплываем мимо, но как-то и мне запало то место, просим Николая развернуться и подойти поближе. А ближе нам всем нравится еще больше, и мы швартуемся, разгружаемся и остаемся одни. Итак 03.08.06 г. в девятом часу вечера мы ступили на землю острова. Домик Николая на значительном удалении и ни мы, ни те, кто там друг другу мешать не будем. Данное место уже ранее кем-то использовалось под стоянку, остался деревянный стол и прибитые лаги над ним для тента. Стол мы модернизируем, добавляем еще два своих, ставим тент со стенками под кухню, ставим палатки и организуем праздничный ужин. Всю остальную кучу вещей оставляем до утра, накрыв брезентом. Конечно первый вечер самый изумительный из всех - все сложилось, все тревоги и сомнения позади, проделан не малый путь, пройдено по суше 1780 км и по воде 40 км., впереди нас ждет рыбалка, а главное красная рыбка, грибы, черника и дни проведенные в кристально чистой атмосфере Северной Карелии. И погода начинает, наконец, окончательно налаживаться, с нетерпением ждем потепления, которое непременно придет. И за все это тост за тостом! Усталость и недосыпание прошлого дня берет свое и мы постепенно расходимся по палаткам.

03.08.06г. - 13.08.06г. - дни проведенные на острове. Приведу лишь некоторые яркие штрихи.

Лагерь:

В первые дни занимались обустройством лагеря. Разбор вещей. Установка хозяйственной палатки. Обустройство сан/узла. Закладка каркаса бани. Сооружение печи-каменки. Оборудование причала и площадки для лодок, выкорчевывание старых пней, изготовление полочек для кухни и много-много всего того, что необходимо для организации комфортного отдыха. Орудие труда - топор, ножовка и лопата.
Дальше пошли постирушки. Особенно часто за этим занятием была замечена Марина, т.к. в их команде преобладала светлая одежда, да и Аленка каждый день была в чистом. Марина - очень приятный и интересный собеседник и помощник. Ее колкие и остро подмеченные шуточки вносили определенный колорит в наш коллектив и подстегивали в работе. Кроме всего прочего она превзошла всех в умении находить и собирать грибы.
Аленка - это вездесущий "шнурок", любимица и красавица нашей команды. Она не раз доставляла нам радость от своих действий и образа мыслей. Она старалась быть со всеми сразу, всем чем-то помочь и ничего не пропустить, участвовала во всех мероприятиях, да и сама каждый вечер организовывала различные игры и конкурсы. На острове мы справили ее День Рождения. Николай не подвел и привез подарок и торт, который заказали, когда разгружались. Вообще катер Николая приходил 3 раза за время нашего пребывания на острове - отвозил и привозил посетителей домика, и при желании можно было у него заказывать все что нужно - например недостающие продукты, бензин, червей и т.д. У нас все было продумано заранее и всего хватало.
Андрей - очень деятельный, работоспособный и непоседливый человек, отчасти рыбак, отчасти строитель и хозяин. Привык ловить в Астраханских краях. Здесь ему не хватало терпения и желания. Лучше всего у него пошло дело с окунями и хариусами. Тем не менее, он доставил нам незабываемую радость на острове - построил нашу первую Баню. Это что-то с чем-то!!! Разогретые, мы с удовольствием по нескольку раз окунались в озеро, а костер на берегу снабжал нас новыми разогретыми камнями. За все это удовольствие ему нужно отдать должное - он инициатор этого сооружения. Он весь первый день, и большую часть времени следующих, неустанно доводил баню до совершенства, не взирая на ропот окружающих. Все остальные работали на подхвате. Зато к концу отпуска мы имели бревенчатый сруб без крыши с пологом и лавками по периметру, причем все было построено без единой доски. Гвоздей взяли мало и основная часть сооружения крепилась на связках из веревок и скотча. Щели между бревнами законопатили мхом, на крышу после протопки накидывали брезент. Каменку после нескольких топок перекладывали: пару раз я, и напоследок Андрей. Баню топили через день.
Елена - самый близкий и родной человек, незаменимый друг и помощник во всех моих путешествиях и начинаниях, одним словом - жена. Большую часть времени у ней занимала кухня, да она и не любитель часами проводить в качающейся лодке. Она больше в лагере и по хозяйству.
Артемка - увлечен рыбалкой и еще раз рыбалкой. Все остальное - еда и лагерь второстепенно и неинтересно. Но он также принимал участие во всем, что происходило в лагере, и больше всех принес на себе бревен для строительства бани, разводил и поддерживал костер в печи-каменке и на улице. Он инициатор длительных переходов и каждодневных многочасовых рыбалок, причем сколько бы мы не ловили, всегда ему было мало, хотя возвращались мы зачастую за полночь. Так как я, как правило, в первую половину дня был занят по хозяйству, он каждый день приводил снасти и лодку в порядок.
Николай - это я - организатор и координатор данной поездки. Составлял и согласовывал график и маршрут движения. Интересы разносторонние, но на рыбалке занимаюсь преимущественно рыбалкой и всем что с этим связано - разделкой, засолкой, копчением и приготовлением рыбы.

Рыбалка, грибы, ягоды:

В первый день поздно вечером, по настоятельной просьбе Артемки удается урвать время и накачать первый комплект: Фрегат340F + мотор SuzukiDT15S. На радостях, слегка прогрев, начинаю выходить на глиссер и ... резкий удар о подводную корягу. Хорошо фиксатор заднего хода не был защелкнут. Поумерив пыл ставлю на мелководье и тихонько выхожу на фарватер. Вообще спешка в любом деле к добру не приводит. Так и у нас с Артемкой получилось - эхолот не поставили, GPS не взяли. И результат: ушли приблизительно на 7-8 км, спустились сумерки и мы заблудились, хорошо костер на берегу ярко горел и мы его все-таки разглядели. Установили донки, на дорожку результат нулевой, хотя дорожили совсем немного, к тому же, заходя на стоянку, опять черканул ногой мотора уже о каменную отмель. На другой день внимательно изучили проход к лагерю и больше ни разу не ударялись. На второй день конкретно занимались рыбалкой. Спустили на воду второй комплект: Quicksilver340+моторMercury15М и к вечеру окуньки, хариусы, несколько сигов и, главное, кумжа украшали наш улов. В последствии были пойманы несколько щук и налимов. На каменных отмелях на мелкие вертушки брал хариус. Лучше всего проявили себя воблеры - RangeMinnow - 705 w.g 8.0 color M-24 и Duel Hardcore SH-60sp с заглублением 3-4 метра. В основном для проводки выбирали глубины 7-15 метров в небольшом удалении от островов. По эхолоту рыба в основном держалась у дна или в полводы. Неплохо иметь специальную снасть для глубоководной проводки - тогда можно смело ловить палию. Между островами глубины достигают 40 метров. Вообще рыбы много, но найти ее скопление не просто даже при наличии эхолота. Как правило, поклевки кумжи всегда неожиданны и резки.
За проведенные дни мы обследовали все окрестности в радиусе 20 км. Ходили в устье реки Карманга и доходили по ней до порога. По берегам насобирали грибов. Плавали до острова Лупчинга и прилегающих к нему островков, и все их обошли по кругу. Кстати там как раз случилась самая незабываемая поклевка палии или как называют ее местные "серебрянки". Схватив у Артемки при проводке, она сделала несколько высоких свечек. Потом долго и волнительно вываживали. Там же была поймана самая большая щука - поймала ее Аленка, которая не упускала случая перебраться к нам в лодку и подзадорить Артемку. За все время пребывания на Пяозере нам так и не посчастливилось познакомиться с рыбнадзором, да мы и не в обиде, а вот ребята из Колиного домика имели такое удовольствие и по их рассказу остались не в восторге.
Что касается черники, то ей усыпаны все острова - можно собирать не вставая с места.

Питание:

Лена с Мариной до такой степени разнообразили наш рацион, что просто разбаловали нас - всегда вкусно и сытно! На утро - или каши с молоком, или блинчики, или оладушки. Обед полноценный из 1-го, 2-го, 3-го. Из первого запомнился борщ, вермишеливый суп, бесподобная уха. Из второго - фаршированный перчик, гречка с дымком и мясом, рыбные котлеты, жареная и варенная рыбка. На третье - очень вкусный компот из сухофруктов и свежих ягод. Ужин - как правило то, что осталось с обеда и копченая рыбка. Из красной рыбы делали скоросолку - нарезали кусками, добавляли лавровку, соль, перец, немного сахара, ставили под гнет в тенек на сутки и объядение готово! Кроме всего прочего в рационе присутствовали разнообразные салаты - часть делали сами из овощей, часть брали готовыми. Очень вкусный салат получается из капусты с чесноком и майонезом. Лена засолила огурчики - малосольные они просто прелесть! Как всегда взяли много лишних продуктов. Кончились только коньяк, пиво и сок.

Погода:

В первый день тепло и ясно (+20), потом 3 дня пасмурно (+15) , далее 2 дня облачно (+18) и все оставшиеся дни солнечно (+20-22). Днем купались - вода бодрящая, свежая, кристально чистая. Ночи прохладные в среднем +5-8, предпоследняя ночь была откровенно холодной, но у костра никогда не холодно. Пару раз рано утром пытался накрапывать дождик, но ни во что серьезное так и не вылился. Так что дождей не было совсем. Землю на кухни поливали водой из ведер и присыпали песком, чтобы не летела пыль - вот такая сухая была земля.
Мошкары совсем мало, на воде вообще нет. В лагере только одним безветренным вечеров зажигали спиральку. Вечерами немного пожужжат, но значительно меньше, чем на даче в Подмосковье. Можно побрызгаться спреем и конец всех проблем. На Соловках, когда потеплело, была мелкая мошка, которая лезла прямо в рот. На острове же мух и мошки не было совсем. Слепней тоже немного, и то в основном они были в лесу.

13.08.06 г. - подъем в 6-00 утра. Уходим с Артемкой на последнюю рыбалку - улов радует, есть кумжа. Собираем снасти и в 10-00 возвращаемся в лагерь. Свертывание лагеря - всегда грустно. Все так скоротечно. Эх, еще бы недельку! В 16 приплывет на катере Николай. Мы еще не готовы. Он уходит в домик, ждет. В 19-00 заканчиваем погрузку.
Решаем с Артемкой не сворачивать свою лодку и на ней доплыть до Софпорога. Бензина осталось 9 литров на 40 км. - берем на всякий случай канистру Андрея с остатками топлива. Все садимся, как принято, на дорогу и отплываем. Выйдя из-за островов, встречаем высокую волну высотой в метр и выше. Приходится снизить скорость и маневрировать, прижиматься к встречным островкам. Катер Николая постепенно отстает и теряется из виду. Достаем GPS и идем по записанной, когда плыли туда траектории. Отдышаться удается только, когда входим в Затопзону, где почти штиль. Забрасываем спиннинги, но поклевок нет. Меняем место - безрезультатно. Идем по устью Софьянги. Решив, что зацепы нам напоследок ни к чему, сворачиваемся и доходим до Софпорога. Бензина в баке осталось меньше литра. Мы рады, что не заблудились и доплыли. Вытаскиваем на берег лодку, сушим, упаковываем мотор. Машины на месте, все в порядке.
Минут через 20 подходит катер Николая. Снова разгрузка, потом погрузка в машины и прицеп. Вещей, как ни странно, не стало меньше. Все снова битком забито. Идем в домик на территории которого стояли машины. Хозяева приветливые и разрешают у них поужинать. Лена по быстрому пожарила часть утренней рыбы. Получилось вкусно - ужинаем, пьем чай.
В 23-45 (13.08.06г.) трогаемся из Софпорога. У меня массу сомнений вызывал крутой подъем от реки до дороги - смогу ли подняться с груженным прицепом. Немного пробуксовал на подъеме, сердце екнуло, но зацепился за твердое, машина пошла в натяжку, в конце концов все прошло удачно, подъем взят. Та ужасная дорога от Софпорога до трассы (Лоухи) уже не казалась такой плохой и скорость сама собой возросла, видимо дорога к дому всегда лучше и ближе. Останавливались пару раз, поджидали Андрея, т.к. он на груженном минивэне ехал совсем медленно. Выехали на трассу и до Сегежи без остановок. Время начало 5-го. Встречных машин мало. Фуры в основном стоят на стоянках. Ехать комфортно. На развилке в Сегежи - отличное кафе. Нам еще местные в Софпороге посоветовали туда заглянуть. И правда, вкусная солянка и большой выбор вторых блюд. Наелись, остались довольны. В 6-00 утра остановились на Медвежьегорской развилке. Дело в том, что Андрей с семьей решил ехать дальше по пройденному туда маршруту, т.к. он заторопился домой, и та дорога короче и ему понравилась. А мы решили не отступать от намеченного маршрута и ехать прямо на Петрозаводск, т.к. хотели еще насладиться Карелией и заехать на водопад Кивач и в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. Минуты проводов и трепетного расставания и разъезжаемся в разные стороны.
Сразу за Медвежьегорском идут строительные работы, хорошо было раннее утро, и мы как-то удачно проскочили без остановок. На водопад Кивач подъехали в 8 утра (14.08.06). Посмотрели, поснимали на камеру. Вообще ничего необычного. В своих ранних путешествиях вокруг Ладоги, за Сортавалой мы видели водопады и каменоломни. Так они нас больше поразили. Пишут, что за Калевалой есть еще крупный водопад, нужно будет как-нибудь его посетить. Отдохнули пару часов и в путь. В Петрозаводске на кругу пост ДПС. Уходим направо на Олонец. Дорога знакома и ранее нами уже проходима и в сторону Сортавалы и в сторону Олонца. После Пряжи останавливаемся искупаться. С одной стороны Святозеро, с другой оз. Лижменское. После Севера, вода кажется совсем теплой. С удовольствием плаваем, смываем накопившуюся усталость и трогаемся дальше. Олонец остается в стороне, далее на пути серьезное ДПС с разделением по полосам. Покидаем республику Карелия и не доезжая моста через р.Свирь в 17-00 отворачиваем в д. Старая Слобода (~5 км. от трассы). Здесь тоже все до боли знакомо. Четыре года назад мы принимали участие в восстановлении обители - я участвовал в покраске куполов, Лена работала в трапезной, Артемка помогал во дворе. Сейчас монастырь окреп и расцвел. Все приведено в порядок. Очень много цветов. По нашей просьбе дежуривший у мощей монах, согласился открыть раку. Воодушевленные, что мы здесь и так все хорошо сложилось, неспешно гуляем по дорожкам. Там такое место, что сам того не замечая, обретаешь покой в душе и благодать. Дело к вечеру, узнаем насчет покушать, рядом все закрыто. Идем в гостиницу "Старая Слобода". В холле бар-ресторан. Интерьер под старинку. Много старинных предметов. С интересом рассматриваем. Оформляем заказ. Кухня у них отменная, готовят по-домашнему. С легким сердцем покидаем монастырь с твердой уверенностью, что не раз еще сюда вернемся. Лодейное поле пересекаем напрямки через город, так намного короче. До Новой Ладоги много попутных фур. Совершаю бесконечные обгоны. Дорога, как и была, с неровностями и выбоинами. В Новой Ладоге, после моста - ДСП. Уходим налево на Волхов. На Питерскую трассу выезжаем в Чудово в 23-00. В 24-00 уходим на объездную вокруг Новгорода. Приходится горько пожалеть, что поехали не через город. Кольцевую ремонтируют, разметки нет, асфальт ужал, к тому же местами совсем узко и на бесконечных поворотах ощущение, что встречная фура несется прямо в лоб, не раз заставляет вздрогнуть и взять себя в руки. И так на протяжении почти часа. Изматывает вконец. В 2-00 ночи глаза начинают смыкаться. Останавливаюсь отдохнуть. До Москвы ровно 400 км. В 5 утра трогаемся дальше. Вышний Волочек на сей раз проскочили бодро. Далее Тверь. В Клину в 9 утра. В Москве могли бы быть в районе 11, но отворачиваем на Дачу. Разгружаемся, оставляем прицеп, отдыхаем и вечером 15.08.06. спокойно подъезжаем к дому.
Со вторым экипажем в ходе движения периодически созванивались. Ребята особо нигде не задерживались и были дома в 3-00 утра (15.08.06г.). Итак, со всеми поворотами-отворотами по дорогам нашей необъятной Родины 1-м экипажем пройдено 3860 км. Маршрут выполнен полностью.

Израсходовано бензина:
Машиной - 348л. бензина на сумму 6641руб. Таким образом, средний расход с прицепом составил - 9,02 л на 100 км.
Лодочным мотором - заполненные под горлышко канистры - одна-21л+одна-22л+одна-11л+бак26л= 80л. (остаток 1л.)х20=1600руб- бензин не экономили, плавали сколько хотели.
Весь маршрут пройден без дорожных штрафов.
Соловки:
Катер - туда (420х3=1260р.)+обратно(350х3=1050р.) = 2310руб.
Катер на Кузова = 500х3=1500 руб.
В общем с дорогой, проживанием, питанием, сувенирами и т.п. 1-м экипажем на Соловках потрачено = 6000 руб.
Пяозеро:
Катер - 6000р (на всех туда-обратно).
Для планирования такого рода маршрута на 20 дней (3 недели) общий расход средств на 3-х человек включая все - 20000-25000руб.

Резюме:

Северная Карелия оставила прекрасное впечатление - природа неповторима и красива. Северная красота - ни с чем не сравнима. Можно увидеть сочетание и разнообразие климатических и природных зон, причудливые каменные образования, бескрайние просторы и главное не тронутые человечеством и цивилизацией озера и реки с чистой питьевой водой. Мы ни капельки не пожалели, что именно там провели свой отпуск. Единственное, что расстраивает, как это то, что наша сумасшедшая жизнь заставляет нас, как всегда спешить и остается слишком мало времени, в которое многое хочется успеть и в конечном итоге приходится чем-то жертвовать и что-то пропускать. Очень много в ней суеты и совсем мало времени остановиться и посмотреть как красиво вокруг нас, просто понаблюдать и взвесить. И как всегда уже новые планы зреют в голове. Очень хочется, не успев вернуться, поехать туда снова! Планируем на следующий год поехать в те же края и наверное нужно посетить Кандалакшский залив и Кольский п-в.
Всем кто поедет по нашим стопам - легкой дороги, хорошей погоды и удачи в пути!

Николай Калашников.
Москва, август 2006г.
nikolay.msk@mail.ru




































































 



Вернуться на главную страницу сайта рыбалка в Карелии